29.10.2020

 Не секрет, что проблема ветхого  и аварийного жилья в нашей стране в настоящее время стоит как никогда остро. По состоянию на 2020 год  в России  аварийным признано более 9 млн. квадратных метров жилья.  И как обычно остро стоит проблема финансирования переселения граждан из этих аварийных домов.

 

Однако есть в вопросах аварийного жилья и правовые проблемы. Заключаются они в том, что все вопросы признания жилья аварийным переданы так называемым межведомственным комиссиям (далее – МВК), которые создаются преимущественно из состава органов управления муниципального образования, на котором находится соответствующий жилой дом.  Конечно, согласно требованиям законодательства МВК вправе включать в свой состав независимых экспертов в области строительства, архитектуры и пр. Но, как показывает практика, чаще всего МВК эти «не видят необходимости» в привлечении к своей работе указанных лиц, считая, что «мы сами с усами».

Таким образом, чаще всего в состав МВК входят исключительно представители местной администрации – руководители различных комитетов, отделов и пр. Иногда привлекаются представители жилищных инспекций.

Естественно, зачастую муниципальные администрации не горят желанием признавать дома аварийными, так как это значит взвалить на свою шею еще одно ярмо – нужно в довольно короткие сроки расселить жильцов, предоставив им пригодные для проживания благоустроенные жилые помещения, сносить аварийный дом. А на все это нужны деньги. И деньги немалые. А их, как правило, на такие цели мало. Или нет. От слова «совсем»…

 

Вот и идут МВК на различные ухищрения, признавая пригодной для проживания откровенную рухлядь. Заказывают экспертные заключения у «своих», проверенных экспертов, которые вынуждены признать пригодным для проживания любой хлев, либо их, что называется «отлучат» от муниципальной кормушки;  «кормят» жильцов аварийных домов обещаниями провести капитальный ремонт, ничем не обосновывая его экономическую целесообразность. Как можно капитально отремонтировать стены дома, имеющие 90% износа? Естественно, капитальный ремонт не проводится, поскольку ни один нормальный подрядчик не возьмется восстанавливать то, что дешевле снести и построить заново, чем «капитально ремонтировать». А «ненормальные» подрядчики, в желании получить выгодный контракт, берутся и за это. Последствия такого «капитального ремонта» очевидны …

Но вернемся к пресловутым межведомственным комиссиям. Они  – фактически и юридически монополисты в вопросе признания жилья аварийным. Никто, ни одно должностное лицо в России, ни даже суд, ни сам Президент не вправе решить вопрос о признании дома аварийным.

Конечно,  если МВК выносит решение об отсутствии оснований для признания дома аварийным данное решение может быть обжаловано в суд, которые вправе в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ  отменить это решение. Но! И это уникальная юридическая конструкция для современного отечественного законодательства! Обязать МВК признать дом аварийным суд не вправе! Он вправе только обязать МВК вновь провести обследование дома. Получается замкнутый круг – МВК признает какую-нибудь рухлядь пригодной для проживания, несогласные с этим жители идут в суд, суд отменяет решение МВК и обязывает ее провести новое обследование дома. МВК в том же составе вновь обследуют дом, и вправе вновь принять решение о признании дома аварийный, исправив те недочеты и ошибки, на которые ей указал суд. И чтобы отменить это решение жильцам дома вновь нужно обращаться в суд. При этом задачами производства  административного судопроизводства  является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Но по сути, решения суда об отмене незаконных заключений МВК права граждан не защищают, а лишь констатируют факт их нарушения. И это, конечно, не вина суда – он связан действующим законодательством, предоставившим МВК слишком много никем не контролируемых полномочий.

Вот и бьются граждане годами как о бетонную стену в борьбе с подобными заключениями межведомственных комиссий, обивая пороги судов, прокуратуры, жилищной инспекции и пр. А помочь им никто не может. Зачастую хотят. Но по закону не могут.

На мой взгляд, предоставление межведомственным комиссиям исключительного монопольного права на признание жилого дома аварийным – огромная ошибка законодателя. Необходимо предоставить судам право не только отменять незаконные решения МВК, но и признавать дома аварийными. Именно открытое, и гласное судебное разбирательство с привлечением специалистов различных направлений и проведением в случае необходимости судебной экспертизы позволит правильно решать спорные вопросы, касающиеся ветхого и аварийного жилья.

    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: