Возможно ли изъятие у гражданина мобильного телефона в ходе расследования уголовного дела? Если возможно, то на каком основании? Как это должно быть санкционировано?
Возможно ли изъятие у гражданина мобильного телефона в ходе расследования уголовного дела? Если возможно, то на каком основании? Как это должно быть санкционировано?
Рядовая в наши дни ситуация - в офис организации пришли с обыском. У работников были изъяты личные мобильные телефоны и затребованы пароли к ним.
Если еще лет десять-пятнадцать назад телефоны были исключительно средствами связи, то сегодня они превратились в носители огромного количества информации.
Из одного современного смартфона можно получить больше сведений, чем в результате целого комплекса оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий.
Для проведения, например, обыска в жилище или контроля и записи переговоров необходимо разрешение суда, что обеспечивает процессуальный контроль.
В описанном же случае с изъятием телефонов сотрудников правоохранительные органы были уверены в законности требований о добровольной выдаче личных личных мобильных и паролей к ним. Но должны ли граждане делать что-либо в ущерб своим интересам?
В мобильном телефоне может быть порядка пяти-десяти видов информации, относящейся к категории информации с ограниченным доступом.
Например, информация содержащая нотариальную тайну (статьи 16, 28 Основ законодательства РФ о нотариате), аудиторскую тайну (статья 9 Закона "Об аудиторской деятельности"), врачебную тайну (статьи 13, 92 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ") и другая.
У любого человека в мобильном устройстве могут быть персональные данные, защита которых предусмотрена Законом "О персональных данных".
Пользуясь на телефоне различными приложениями (например, Госуслуги, Сбербанк и другие), гражданин имеет доступ к информации, содержащей сведения о получателе социальных услуг (статья 6 Закона "Об основах социального обслуживания граждан в РФ"), обслуживания граждан в РФ"), банковской тайне (ч. 2 статьи 857 ГК РФ, статья 26 Закона "О банках и банковской деятельности") и так далее.
У любого предпринимателя в телефоне может содержаться коммерческая тайна (Закон "О коммерческой тайне"), секреты производства (ноу-хау) (ч. 4 ст. 1465 ГК РФ).
Кроме того тайне ст. 23 Конституции предусмотрена тайн переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Всего сведений, относящихся к категории ограниченной доступности и охраняемых законом, - более 70.
Нельзя забывать и о самой тайне связи, предусмотренной непосредственно ст. 23 Конституции.
Однако сегодня в соответствии с законом мобильные телефоны даже не относят к электронным носителям информации, для изъятия которых была введена статья 164.1. УПК РФ (Особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий).
Это очевидный законодательный пробел.
Однако он не дает права правоохранительным органам на произвольное изъятие телефонов у граждан при производстве обыска в организации.
Если мобильный телефон является именно личным, то он относится к личным вещам и не имеет отношения к мероприятиям, проводимым в офисе юридического лица.
Чем же можно аргументировать и отстоять отказ выполнять требования о выдаче личных мобильных и паролей к ним?
Прежде всего, ст. 23 Конституции, которая, повторюсь, гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение возможно только по решению суда.
Уже на основании этой статьи Конституции изъятие мобильного телефона допустимо исключительно по решению суда.
Отнесение мобильного телефона к обычным "вещам", изъятие которых разрешено на основании постановления следователя является злоупотреблением.