Подводный камень «европротокола» или как страховые компании компенсируют свои убытки по ОСАГО.

Систему обязательного страхования автогражданской ответственности, действующую в нашей стране уже почти 20 лет, кажется, не пнул только ленивый. Несовершенство этой системы признают и ее создатели, практически ежегодно внося изменения в соответствующие законы и правила. Тем не менее, пусть и со скрипом, но система эта работает и, стоит признать, в ряде случаев выручает автовладельцев. 
Но и страховщики, постоянно жалующиеся на убыточность данного вида страхования (хотя и не уходящие из этой сферы бизнеса. Странно, да?) в свое время успешно пролоббировали ряд лазеек, позволяющих им уменьшить свои убытки. 

 Намного позже введения в действия Закона об ОСАГО, наши законодатели решили упростить жизнь автолюбителям, попавшим в небольшие ДТП, введением так называемого «европротокола», то есть оформления мелких ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Казалось бы – все для блага людей. 
Но и тут страховщики не упустили своего.

В действовавшей на тот момент редакции ч. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО существовал пункт «Ж», согласно которому если виновник ДТП не направил своему страховщику экземпляр бланка извещения о ДТП, страховщик вправе требовать от виновника в порядке регресса все деньги, которые выплатил потерпевшему. Неплохая бизнес схема? Страховщик получил от гражданина страховую премию по договору, а потом по формальным основаниям еще и содрал с него все, что выплатил по договору потерпевшему. Все в плюсе. Кроме гражданина, который по незнанию или забывчивости в течение 5 суток не передал страховщику банальную бумажку. На этой теме страховщики развернулись на полную. Причем, даже если гражданин и передавал страховщику это злосчастное извещение, на руках у гражданина никаких документов об этом, как правило, не оставалось. Этим и пользовались страховые компании, обращаясь в суд, где иски удовлетворялись только на том основании, что гражданин не смог доказать передачу страховщику извещения. Вот такой страховой бизнес по-русски.

Несколько лет назад эту «лавочку» прикрыли и пункт с говорящим названием «Ж» из закона об ОСАГО убрали.
Но! Внимание! В Законе остался его «младший брат» - пункт «З», который говорит о том, что страховщик все так же имеет право на регресс к виновнику в том случае, если тот в течение 15 рабочих дней приступил к ремонту своего автомобиля и не представил его для осмотра по требованию страховщика. То есть несчастный виновник ДТП, должен сидеть дома в течение 15 рабочих дней и ждать, а не соблаговолит ли страховщик известить его о своем неукротимом желании осмотреть его автомобиль. А автомобиль, извольте в течение этого времени не ремонтировать. А там – как у страховщика левая пятка зачешется – захочет в первый день после ДТП направит требование об осмотре, захочет – на 15-й, а не захочет – не направит. При этом форма и способ такого требования никак не регламентирован.


Также стоит отметить, что, как правило, все представительства страховщиков расположены в крупных городах. Что касается Московского региона, то, чаще всего - в Москве. И вызывают на осмотр виновника тоже в Москву, что, как вы понимаете, не совсем удобно, а часто, совсем не удобно. А если автомобиль после ДТП не на ходу? Нанимать за свой счет эвакуатор и везти машину за сотню километров? Недешевое удовольствие, прямо скажем.
Возможен также случай, когда извещение от страховщика виновник ДТП просто не получит, например, не проживает по адресу регистрации. 
А что же будет, если автомобиль не предоставить? А будет регресс от страховщика на сумму, выплаченную потерпевшему. Чаще всего страховщики обращаются с иском в суд и суды такие иски удовлетворяют. 


Что можно посоветовать в подобной ситуации. Если вы ненароком стали виновником ДТП и оформили его по «европротоколу», придется немного потерпеть с ремонтом своей «ласточки» и бдительно проверять почту по месту прописки на предмет требования страховщика о предоставлении ему для осмотра своего транспортного средства. Если доставка автомобиля на осмотр невозможна, при получении такого требования, нужно незамедлительно в письменном виде уведомить страховщика о невозможности доставки его на осмотр в предложенное время и попробовать предложить альтернативные варианты осмотра, например, приезд представителя страховщика к вам и поставить четкие сроки на предоставление вам ответа на ваше предложение, например 10 дней. Думается, в дальнейшем при таких обстоятельствах страховщик не станет ввязываться с вами в судебные споры по вопросу регресса. 

    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: