В свете последних событий наша Госдума с невиданной для себя оперативностью приняла закон об уголовной ответственности за распространение недостоверных сведений, а проще говоря, - «фейков» об использовании вооруженных сил РФ. Разъясняю, за что теперь могут привлечь к уголовной ответственности и как этого избежать.
Согласно данным поправкам, Уголовный кодекс РФ дополнился статьей 207.3, которая называется «Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности».
Под столь сложной формулировкой как раз и скрывается то, что принято сейчас называть «фейками», то есть недостоверной информацией.
Наказание за это преступление в самом худшем случае - до 15 лет лишения свободы - если эти действия повлекли тяжкие последствия.
Из тех публикаций, которые мне удалось почитать на эту тему можно сделать вывод, что мнения специалистов разделились – одни положительно оценивают данное нововведение, другие утверждают, что это еще один гвоздь в крышку гроба свободы слова в нашей стране.
Не возьмусь рассуждать о целесообразности этих нововведений. Закон есть, он состоялся и вступил в силу. И теперь юристам остается лишь давать разъяснения относительно него.
Итак, какие действия подпадают под новую статью УК, думаю, в особом разъяснении не нуждается – распространение недостоверных сведений об использовании ВС РФ.
Однако в этой статье есть два важных момента, наличие которых является ключевыми для привлечения к уголовной ответственности.
Первое – заведомость. Попросту говоря, человек, распространяющий эти сведения должен достоверно знать об их недостоверности (прошу прощения за тавтологию).
И второе – публичность распространения. Распространение подобной информации может считаться публичным, если такая информация адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств). Публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться в использовании для этого средств массовой информации, сети Интернет, мессенджеров (WhatsApp, Viber, Telegram и других), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.
С учетом сложившейся политической ситуации, и да и просто сложившейся практики, нашим правохоронительным органам уже спущены разнарядки на привлечение к ответственности по данной статье и первые уголовные дела уже не за горами. И, думается, по этим делам у них найдутся способы «доказать», что распространение заведомо ложной информации было и заведомым и публичным, а также то, что именно это распространение повлекло некие тяжкие последствия.
Поэтому, друзья мои, прежде чем в своих соцсетях или где бы то ни было еще делиться какой-то информацией о текущих событиях, связанных с вооруженными силами, тысячу раз подумайте: «А стОит ли?». А если подумали, и решили, что стОит, будьте готовы в дальнейшем к некоторым неприятным вопросам со стороны товарищей в погонах.
И, вполне возможно, что без помощи хорошего адвоката вам будет не обойтись.